Новости

Будущее за органикой

6 февраля 2021

Одной из ключевых тем международного аграрного бизнес-форума ProAgroTalk является организация рентабельного производства и реализация органической продукции.

Спрос на продукты с естественной коннотацией – это растущая тенденция. После 2020 года вопросы безопасности здоровья и защиты окружающей среды – это не просто модный тренд, а осознанный выбор потребителя.

Больше половины населения планеты готовы изменить свои предпочтения при выборе продуктов, чтобы уменьшить негативное воздействие на окружающую среду, — в России это 62% населения, выше среднеевропейского уровня, а также уровня Северной Америки.

В последние годы органическое производство представляет собой действенную модель реагирования на ожидания потребителей, сочетающую не только экологическую устойчивость, конкурентоспособность, но и решение важных социальных вопросов защиты окружающей среды и улучшения качества жизни от фермера – до конечного потребителя.

Сегодня органический рынок продолжает расти во всем мире и уже преодолел отметку в 100 миллиардов долларов США1.Об этом свидетельствуют и данные из глобального отчета – исследования «Мир органического сельского хозяйства 2020» научно-исследовательского института органического земледелия. Продажи органических продуктов питания только в США достигли 50,1 миллиарда долларов, увеличившись на 4,6 процента (данные из исследования Ассоциации органической торговли – https://ota.com/news/press-releases/21328).

В Италии продажи только итальянских органических продуктов на внутреннем рынке в 2020 году превышают 4,3 миллиарда евро (+ 142% по сравнению с 2010 г.), что также свидетельствует о постоянном росте во всех каналах сбыта и, в частности, в электронной коммерции (График 2).2

График 2.  Объем продаж органических продуктов питания в Италии, 2010-2020 (млн €). (Источник FIBL, 2020 г.)

Подтверждением потребительского доверия является прогрессивный рост числа покупателей и доля органики в потребительской корзине, которая выросла с 2,2% в 2014 году до 3,6% в 20202. А согласно данным начала 2020 года статистического агентства Statista – 70% граждан Италии планируют тратить столько же или больше на покупку органических продуктов питания (График 3).3

График 3.  Опрос о намерениях итальянских потребителей тратить деньги на органическую и здоровую пищу в 2020 году. (Источник © Statista 2021)

Продолжается и тенденция роста возделываемых земель. За 2018 год в общей сложности были органически обработаны 71,5 миллиона гектаров и это на 1,5 % выше, чем в 2017 г. (График. 4. FiBL). Сейчас этот показатель составляет 2,6% к 2017 году.

График 4.  Прирост органических земель (2018 г.). (Источник FIBL, 2020 г.)

В настоящее время 1,5 % сельскохозяйственных земель в мире являются органическими, и наибольшая доля в общем объеме сельскохозяйственных угодий по регионам приходится на Океанию (8,6%) и Европу (3,1%).1

Органические площади Италии сейчас составляют почти 2 млн га, что составляет порядка 15% от общих посевных площадей и их доля продолжает расти. 2

График 5. Распределение органических посевных площадей ЕС. (Источник EPRS Eurostat Eurobarometer)

Если смотреть на перспективы, то у России есть все шансы занять конкурентное положение на мировом рынке органической продукции. По оценкам FiBL (Научно-исследовательского института Органического Сельского хозяйства), прирост органических земель в РФ в 2018 году составляет 127 тысяч гектар, а ведь в стране около 76 млн га неиспользуемых сельхозземель, что составляет 4.5% от площади всей страны. 8

Рис. 6.  10 стран с самым высоким приростом органической земли (2018 г.). (Источник FIBL, 2020 г.)

По оценке Центра Агроаналитики Минсельхоза России на 2019 год объем российского рынка органической продукции составил почти 14 млн рублей. Продажа «органики» достигла уровня 10 млн рублей, что составляет 0,1% продовольственного рынка страны (данные Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка). 4

В мире Россия занимает всего 0,04%, но ее потенциал к 2025 году может составить – 10-15% мирового рынка органической продукции 5.  Сельское хозяйство РФ способно обеспечить Европу и другие страны мира органическим сырьем (зерновые и зернобобовые культуры, масленичные культуры, овощи), а также вывести на экспорт и готовый продукт. Тем более, некоторая отечественная продукция: кедровые орехи, грибы, ягоды – не имеют аналогов в мире.

Растет спрос и на внутреннем рынке: запрос на органические продукты и здоровое питание за прошлое лето вырос в 3 раза (данные Ozon) 6. А по последним опросам: 80% российских покупателей хотели бы видеть больше натуральных продуктов на полке. 7

«Пандемия заставила многих по-другому относиться к своему здоровью и заботиться об иммунитете. Это приводит к повышенному вниманию к здоровому образу жизни в целом, а также к росту потребления более здоровой пищи, поэтому мы увеличиваем ввод в ассортимент такой продукции» — сообщает представитель пресс-службы X5 Retail Group в своем интервью для «Газета.Ru».

Поскольку Федеральный закон №280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» вступил в силу только с 1 января 2020 года, вопросов очень много: с чего начинать, откуда брать достоверную информацию и методики, какие потребуются затраты и на что, как сертифицировать продукт, а главное, где и по какой цене его реализовывать.

Об этом и многом другом мы поговорим в рамках бизнес-форума ProAgroTalk с российскими и итальянскими экспертами и консультантами по органическому производству компаний «Фактор БИО» и FederBio Servizi, представителями сертификационных органов CCPB и образовательных учреждений («Международной промышленной академии, ATBIO – Национальной ассоциации техников и инспекторов биологических производств), а также с отечественными первопроходцами в производстве и реализации органической продукции.

При подготовке статьи использована информация:
1. «Мир органического сельского хозяйства 2020»: https://www.organic-world.net/yearbook/yearbook-2020.html & портал статистики:https://statistics.fibl.org/world/
2. (Источник: Sinab (31/12/2019); Osservatorio SANA – Nomisma (31/08/2020) с сайта https://feder.bio/).
3. © Statista 2021: https://www.statista.com/statistics/953546/organic-and-healthy-food-spending-intentions-in-italy/
4. Исследование российского рынка органической продукции © megaresearch.ru https://www.megaresearch.ru/news_in/Issledovaniye-rossiyskogo-rynka-organicheskoy-produktsii
5. Приложение 1. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОГО ОРГАНИЧЕСКОГО РЫНКА: http://rosorganic.ru/files/Analiz%20organic%20RF%202020%20г.pdf
6. Gazeta.ru: https://www.gazeta.ru/business/2020/09/30/13274215.shtml
7. Исследование компании Nielsen © DairyNews.ru https://www.dairynews.ru/news/nielsen-okolo-80-potrebiteley-vybirayut-tovary-dlya.html
8. Карта неиспользуемых сельхозземель: https://maps.greenpeace.org/maps/aal/


Материал процитировали:

Аграрный бизнес-журнал «Моя Сибирь»

http://mysibir.ru/budushhee-za-organikoj/

Онлайн-платформа АПК «Золотая осень»

http://goldenautumn.moscow/

Национальный органический союз

https://rosorganic.ru/news/569.html